Кафедра РПП основана в 1987 году

Андреем Петровичем

 Капицей

(1931-2011) 

Капица А.П.


ФОТОАРХИВ  

Фоторепортаж с семинара кафедры 

Фоторепортаж зимней экспедиции НСО на Байкал 

  Фоторепортаж с конференции РПП (23 и 24 ноября)

фоторепортаж с юбилея кафедры


 


Проект

РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции

«Рациональное природопользование: традиции и инновации»

 

Конференция состоялась 23-24 ноября 2012 года на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и была посвящена 25-летию кафедры рационального природопользования. В ней приняли участие 134 человека из 9 стран (России, Украины, Беларуси, Казахстана, Китая, Нидерланд, Сербии, Латвии, Вьетнама). Конференция проходила в виде пленарного заседания и круглых столов. Была организована выставка научных и учебно-методических работ сотрудников кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ, состоялся премьерный показ документального фильма «Планета Байкал», снятого студией Роскосмоса.

В ходе конференции участники обсудили актуальные задачи рационального природопользования, его региональные, экономические и этнокультурные аспекты, выработали ряд предложений к научному сообществу и органам власти различного уровня.

Участники международной научно-практической конференции предлагают:

1. Учитывая важность и актуальность развития научных положений рационального природопользования, регулярно проводить Международную научно-практическую конференцию  в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова для определения основных трендов развития научного направления (на реже раз в 5 лет).

2. Содействовать дальнейшему развитию географического факультета МГУ, в том числе кафедры рационального природопользования, как научного центра, обеспечивающего взаимодействие научного сообщества по приоритетному направлению «Рациональное природопользование».

3. Осуществлять планирование и управление природопользованием на различных уровнях на основе научных исследований. В связи с тем, что в настоящее время фактически не выполняется «Экологическая оценка планов и программ развития», предлагается разработать и внедрить в проект «Экологическое развитие России» систему экологических показателей. В уже принятых региональных экологических программах учитывать динамику природных процессов и делать поправки на принятие решений на уровне областного и муниципального управления.

4. Способствовать привлечению внимания профессионального сообщества экологов, преподавателей и других специалистов, связанных со сферой природопользования, к духовно-нравственной составляющей процесса природопользования, в т.ч. за счет укрепления экологического образования и воспитания на всех уровнях - от дошкольного до профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

5. Способствовать укреплению этнокультурной составляющей при организации и оценке результатов природопользования, в частности, путем привлечения экспертов в области архитектуры, культурологии и т.п. к процессу экологической экспертизы проектов.

6. Обратиться к Общественному совету при МПРиЭ внести в законодательство об ООПТ и экологической экспертизе поправки о необходимости более широкого обязательного проведения экологической экспертизы проектов, связанных с организацией и функционированием ООПТ.

7. Рекомендовать Комитету ГД по природным ресурсам и природопользованию сформировать предложения по развитию принципов "зеленой экономики" и укреплению роли ООПТ в обеспечении экологической безопасности в Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года (раздел Экол.безопасность экономики и экология человека).

8. Содействовать развитию систем ООПТ в индустриально развитых регионах, в том числе с созданием природных парков, сочетающих природоохранные и рекреационные функции. Осуществить проектирование и реализацию кластерного природного парка в Пермском крае.

9. По проблеме рационального использования территории Хибинских гор, прежде всего в части противоречия планов создания национального парка «Хибины» и некоторых вариантов вывоза руды с месторождения «Партомчорр», рекомендовать реализовать проекта строительства дороги по варианту, не затрагивающему территорию проектируемого национального парка «Хибины», и ускорить создание национального парка с тем, чтобы он был создан ранее начала работ по освоению месторождения «Пратомчорр».

10. Считать работы по ландшафтному планированию, созданию региональных ландшафтных программ перспективным направлением на пути к оптимизации и рационализации природопользования. Максимально использовать результаты ландшафтного планирования при разработке документов территориального (градостроительного), социально-экономического и иных видов планирования. Считать наиболее эффективным инструментом рационального природопользования реализацию программ комплексного пространственного планирования, основой которого могут служить ландшафтные программы.

11. Провести социально-экономическое и экологическое исследование с целью оценки присоединенной территории «Большой Москвы» по рекреационным и экологическим показателям. Что даст возможность проанализировать потенциал и влияние территории на экологическое оздоровление городской среды и расширения рекреационных возможностей.

12. Уделить повышенное внимание такому важному аспекту как сельскохозяйственное использование земель. На основании изложенной информации в докладах на конференции земли сельскохозяйственного назначения в настоящее время теряют свои ресурсные функции, что в дальнейшем может привести к резкому сокращению объемов производимого продовольствия в стране.

13. Обратить внимание на проблемы, связанные с  автотранспортом в крупных городах, в том числе о возобновлении работы экологической полиции на новом уровне, с учетом ошибок прошлых лет; ввести нормирование организации автостоянок (автопаркингов) в жилых кварталах, строительство подземных гаражей во вновь возводимых жилых домах, организацию «экологических» парковок; при строительстве домов обязательно предусматривать наличие паркингов; ужесточить контроль въезда в города автотранспорта, оказывающего значительное негативное воздействие на воздушную среду.

14. Расширить спектр параметров региональной и федеральной статистической отчетности, отражающих эффективность реализации экологической политики, в том числе относительно эффективности природоохранных мероприятий по различным направлениям природопользования.

15. Организовать работу по разрешению противоречий в употреблении отдельных терминов, искажающих их смысловое значение, связанное с неудачным переводом с английского языка, например, «центры превосходства», «природный капитал», «экологические услуги», «более чистое производство» и др. Для этого необходимо провести научную дискуссию с привлечением заинтересованных сторон, подготовить и издать словарь-справочник по рациональному природопользованию.

16. Увеличить количество круглых столов (секций) на конференции, ввести заседания связанные с глобальными и локальными проблемами природопользования.

17. В дальнейшем, при очном участии и выступлении с докладом, выдавать сертификаты участника конференции с указанием количества часов заседаний. Сертификаты могут учитываться организациями как документ, подтверждающий прохождение повышения квалификации.

18. Внедрить в учебный процесс представленные методики и результаты исследований, содействовать более активному участию в конференции студентов и молодых ученых.

19. Заключить договоры о сотрудничестве между образовательными и научными учреждениями для активизации научных исследований и развития образования с сфере рационального природопользования, что позволит осуществить интеграцию научных кадров и идей между различными регионами и организациями.

Участники Конференции выражают уверенность в том, что реализация вышеуказанных рекомендаций послужит важным импульсом в деле развития научных исследований в сфере рационального природопользования и совершенствования практики использования природных ресурсов.

 

_________________________ 

КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ

Ломоносов-2017

Требования к оформлению электронного варианта тезисов

_______________

Атласы

ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Карты 1:500 000

Охрана окружающей среды в РФ

Карты РФ  

________________________

СТУДЕНТАМ

 КАФЕДРЫ РПП

___________________________

УЧЕБНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

____________________________

 

ШКОЛЬНИКАМ

________________________

Разработки для уроков

ГЕОГРАФИИ

                

Разработки для уроков

 ЭКОЛОГИИ

 

Разработки для

 НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Разработки для

 ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

Разработки для

 ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

___________________________

 


ПУБЛИКАЦИИ

____________________________

Список Топ-25% журналов по критерию импакт-фактора по версии Thomson Reuters . Окружающая среда

_______________________