Кафедра РПП основана в 1987 году

Андреем Петровичем

 Капицей

(1931-2011) 

Капица А.П.


ФОТОАРХИВ  

Фоторепортаж с семинара кафедры 

Фоторепортаж зимней экспедиции НСО на Байкал 

  Фоторепортаж с конференции РПП (23 и 24 ноября)

фоторепортаж с юбилея кафедры


 


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ *)

Стокгольм+40: Форум партнёрства в интересах устойчивого развития

 

                                25 апреля 2012 г.

 

Партнерство в интересах устойчивого развития - Стокгольмское воззвание

Ниже приводится краткое изложение рекомендаций по поддержанию и содействию устойчивому развитию, адресованных участниками Форума «Стокгольм+40: Партнёрство во имя устойчивого развития»   правительствам, деловым кругам, организациям и частным лицам. Документ подписан  министрами Леной Ек и Гуниллой Карлссон.

В 1972 году в Стокгольме была проведена Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей среды. Она открыла новую главу в истории развития международного сообщества, провозгласив защиту окружающей среды важнейшим фактором, определяющим благополучие людей и экономическое развитие во всем мире. В 1987 году вопросы, стоявшие в повестке дня Стокгольмской конференции, получили дальнейшее развитие в докладе Гру Харлем Брундтланд, в котором были определены основные положения концепции устойчивого развития и названы ее три базовые составляющие - экономика, социальная сфера, экология. В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята Повестка дня на XXI век , определяющая план действий по активизации усилий в этой области на международном и национальных уровнях. В 2002 году на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге была определена всеобъемлющая система взглядов на дальнейшее развитие, признающая, в том числе, и роль бизнеса. За прошедшие сорок лет стало очевидно, что устойчивое развитие не может быть обеспечено только усилиями одних правительств. В значительной степени ему способствует  партнерство с участием бизнеса, неправительственных и международных организаций, а также правительств. Предстоящая Конференция ООН по устойчивому развитию (Рио +20) в Рио-де- Жанейро 20-22 июня 2012 года предоставит мировым лидерам и заинтересованным сторонам возможность подтвердить прежние и взять на себя новые обязательства по совместной работе в интересах устойчивого развития нашей планеты и во имя нынешних и будущих поколений.


С 1972 года мир существенно изменился. Экономический рост вывел миллионы людей из бедности, а демократия стала преобладающей формой государственного устройства в мире. Достижения в области науки дали возможность лучше понять состояние экосферы и расширили знания о возможностях устойчивого использования многочисленных и разнообразных, но не безграничных ресурсов планеты. В то же время, мы сталкиваемся с множеством проблемных и кризисных ситуаций, таких как хроническая бедность во многих странах, остающееся неравенство между странами и внутри них, между мужчинами и женщинами, серьезные нарушения прав человека. Не принимая в своих действиях во внимание данные научных исследований об изменении климата, истощении биологического разнообразия, химическом загрязнении и нарушении функционирования экосистем, мы рискуем приблизиться к опасной для человеческого сообщества и экологических систем точке невозврата.

Для достижения устойчивого развития необходимо предоставить людям, рынкам и правительствам возможность принятия соответствующих решений. Необходимо разрабатывать разумные стимулы и создавать условия, содействующие продвижению устойчивых инноваций и производства,  дающие возможность людям самостоятельно определять свою жизнь и сокращать бедность, необходимо поощрять рост, основывающийся на рациональном использовании природных ресурсов. Следует понять, как можно содействовать продвижению устойчивого образа жизни так, чтобы  обеспечить удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений не сталкивая интересы экологии и  общества. Не смотря на возможное разнообразие решений, которые могут приниматься правительствами и организациями, они, как правило, не противостоят интересам бизнеса, а все участники только выиграют при своевременном принятии решений. Необходимо изучить и утвердить новые формы сотрудничества между правительствами, научными кругами, бизнесом и гражданским обществом.

Через сорок лет после первой основополагающей конференции ООН по устойчивому развитию, в Стокгольме в период с 23 по 25 апреля 2012 года состоялся международный Форум «Стокгольм+40: Партнёрство во имя устойчивого развития», в котором приняли участие 42 министра и заместителя министров, 35 ведущих представителей бизнес-сектора и различных организаций,  около 700 представителей заинтересованных сторон, включая представителей молодежи, гражданских организаций, научных работников и предпринимателей из 72 стран мира. В Форуме также приняли участие Его Величество Король Швеции Карл XVI Густав, Премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт, Премьер Государственного Совета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао. Участники Форума обсудили круг вопросов, касающийся устойчивых инноваций, устойчивого производства и устойчивого образа жизни - трех базовых приоритетов предстоящей встречи «Рио +20», основной темой которой будет «Зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты». Результатом обсуждения стал ряд рекомендаций правительствам, деловым кругам, организациям и частным лицам по содействию продвижению устойчивого развития.


Послание Стокгольмского Форума Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и народам мира


 

1. Существует договоренность о том, что мы должны сделать для выполнения обязательств по устойчивому развитию. Настало время перейти от слов к делу. Для этого необходимы  ясные цели и конкретные действия.

2. Демократическое управление и права человека являются основой устойчивого развития и искоренения нищеты. Равные права и возможности для женщин – необходимы не только для достижения справедливости и равенства, но и для экономического роста и процветания. Аналогично, активное вовлечение молодежи, привнесет новые идеи, социальные и технические инновации, стабильность и социальную сплоченность. Правительства должны обеспечить демократическое управление и права человека, отменить дискриминационные законы и обеспечить равные возможности женщинам и молодежи для участия в принятии политических решений, на рынке труда, для предпринимательства в экономике.

3. Усилия по устойчивому развитию должны развиваться в направлении, отвечающем общим интересам. В данном контексте могут быть высоко оценены предложения по выработке  целей устойчивого  развития, внесенные правительствами Колумбии, Гватемалы и Перу. Эти предложения опираются на положительный опыт реализации Целей развития тысячелетия, принятых в соответствующей Декларации ООН, провозгласившей главной повесткой дня международное развитие и прогресс в четко очерченных сферах деятельности. Цели развития должны быть универсальны и должны служить эффективным инструментом для дальнейшего развития всех стран, обеспечивая сбалансированное комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем и внося вклад в искоренение бедности. Комплексная программа по учреждению повестки дня на период после 2015 года должна основываться на анализе результатов, достигнутых в рамках Целей развития тысячелетия.

4. Существует необходимость ускорения интеграции социальных, экологических и экономических усилий в управлении ключевыми ресурсами, например, такими как вода. Так, повышение эффективности использования водных ресурсов (экономический аспект), а также улучшение качества воды (экологический аспект) позволят улучшить доступ к чистой и безопасной воде и обеспечить улучшение систем канализации (социальный аспект). 

 

5. Правительствам необходимо обеспечить основные предпосылки для перехода, в том числе, к интегрированной зеленой экономике, ведущей к устойчивому росту и развитию. Они должны включать в себя принцип приоритета  права , защиту прав собственности, макроэкономическую стабильность и свободную конкуренцию. Очень важным является выполнение всех соглашений ВТО и решений Дохийского раунда торговых переговоров, так же как и обеспечение справедливого и равного доступа к рынкам, устранение торговых и неторговых барьеров и предотвращение зеленого протекционизма. При выполнении этих важнейших условий на местах целевые меры, направленные, в том числе и на интегрированную зеленую экономику, скорее всего, окупятся.

6. Правительства должны создать условия и разработать систему стимулирования , которые будут способствовать продвижению устойчивых инноваций и технологий производства, а также инвестиций в устойчивое развитие. Выбор устойчивого развития должен быть очевиден и выгоден. Государственный сектор может стимулировать производство  устойчивых продуктов и услуг благодаря таким мерам как включение критериев устойчивости для определения экономической эффективности закупок. Экологические последствия могут быть включены в цену продукции путем использования системы торговли выбросами, экологических налогов,  отказа от представляемых в ложном свете и вредных с точки зрения охраны окружающей среды торговых субсидий. Ценность природных ресурсов и экосистемных услуг, необходимо делать более заметными, и по мере возможности учитывать и принимать во внимание в процессе принятия решений и создания благоприятных условий для  устойчивого использования природных ресурсов. Рынок экосистемных услуг может также служить источником дохода для сельского и местного (коренного) населения, которое  напрямую зависит от природных ресурсов.

7. Бизнес должен стать двигателем для инклюзивного и устойчивого роста. В перспективе идеи устойчивости  должны быть полностью интегрированы как в ядро управления бизнесом, так и во  все компоненты цепочки создания стоимости. Необходима разработка инновационных бизнес-моделей. В то же время, частный сектор должен взять на себя ответственность за то, как практика деловых отношений может повлиять на будущее развитие. Это может быть сделано путем внедрения международно признанных стандартов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса, например, таких как 10 принципов Глобального договора ООН.  Это также может быть представлено в виде отчетов, подготовленных в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития, разработанном Глобальной инициативой по отчетности (GRI),  или аналогичных структур, важно сделать эту информацию доступной для широкой общественности. Национальные и международные финансовые учреждения должны применять критерии устойчивого развития в своих инвестиционных решениях.

8. Расширение прав и возможностей людей требует всестороннего роста, а также признания права всех народов на развитие, в котором все люди могут не только принимать участие, но и получать от него выгоду.  Для того чтобы обеспечить людей необходимыми для рынка труда навыками, правительствам необходимо увеличить инвестиции в образование и создать стимулы для тесного сотрудничества между учебными заведениями и субъектами рынка труда. Правительства и бизнес должны способствовать доступу предпринимателей к финансовым ресурсам, рынкам и консультационной поддержке, а также обеспечить подходящую работу, в соответствии с Программой достойного труда Международной Организации Труда, фокусируясь на создании рабочих мест, обеспечении прав в сфере труда, расширении социальной защиты и содействии социальному диалогу.

9. Возможность изменения ситуации зависит от каждого. Реалии политики устойчивости должны быть простыми, доступными и привлекательными. Должны быть разработаны практические шаги, которые позволят людям, действуя ответственно по отношению к нынешним и будущим поколениям, удовлетворять свои потребности и реализовывать устремления с учетом возможных экологических и социальных последствий. В дополнение к установлению правильных цен, маркировка продукции и услуг, отвечающих требованиям устойчивого развития, является еще одним способом помочь потребителям сделать осознанный выбор. Для укрепления глобального сотрудничества в области устойчивого образа жизни и вовлечения в процесс заинтересованных сторон, правительства должны принять глобальную программу действий для обеспечения устойчивого потребления и производства.

10. Наука играет ключевую роль в обеспечении правительств информацией для принятия обоснованных решений, которые повысят благосостояние людей и будут способствовать устойчивому управлению природными ресурсами. Решение на основе принципов устойчивого развития проблемы увеличивающегося населения мира, нуждающегося во все большем количестве  пищи, воды, энергии и инвестиций, в рамках ограниченных ресурсов биосферы – сложная задача, требующая нового мышления. Инвестиции в исследования и развитие, создание потенциала и передача технологий правительствам, компаниям и финансовым институтам необходимы для того чтобы осуществить прорыв в области устойчивых инноваций, производства и устойчивого образа жизни.

11. Устойчивое развитие городов имеет основополагающее значение для утверждения и продвижения устойчивого образа жизни. В городах проживает половина человечества и урбанизацию следует рассматривать как возможность обеспечить устойчивое развитие городов в интересах как жителей, так и бизнеса. Правительства на всех уровнях должны реализовывать интегрированный подход к городскому планированию, управлять и обеспечивать комплексный доступ к транспортной инфраструктуре, решению энергетических проблем, расширению функциональных возможностей экосистем по переработке отходов и к стандартам уровня жизни. Сотрудничество между городами должно развиваться на глобальном и региональном уровнях и обеспечивать обмен имеющимся опытом.

12. Формирование партнерских отношений между правительствами, бизнесом и организациями является, как правило, наиболее эффективным путем решения проблем обеспечения устойчивости. Правительствам, бизнесу и организациям следует выстраивать стратегические транспарентные партнерства в целях решения системных проблем и использования ключевых компетенций партнеров, такие как интеграция потенциала властных полномочий, ресурсов и технических знаний.

13. Положительные примеры являются мощным инструментом для содействия устойчивому развитию. Так, программа «Климатической коалиции» (Climate and Clean Air Coalition - CCAC) по снижению содержания кратковременных климатических факторов загрязнения – является ценным примером, когда ряд участников приняли решение о совместных действиях по повышению информированности, разработке соответствующих  мер и расширению научных знаний о короткоживущих загрязнителях. Другим примером может служить запущенная на Форуме «Стокгольм+40» широким кругом заинтересованных сторон Декларация о намерениях по обоснованному регулированию использования химических веществ, включающая 8 шагов, рассчитанных на 8 лет. Она направлена ??на ускорение прогресса в достижении цели 2020 года в области рационального использования химических веществ, принятой в Йоханнесбурге в 2002 году, и подразумевает наращивание усилий в ближайшие восемь лет за счет укрепления и реализации межсекторального сотрудничества в восьми выбранных областях. Во взаимосвязанном и экологически неустойчивом мире, глобальное устойчивое развитие является необходимым условием для искоренения нищеты, для обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Устойчивое развитие может быть достигнуто только тогда, когда все действующие лица - правительства, бизнес, финансовый сектор, научные работники, молодежь, организации и другие заинтересованные стороны – объединят свои идеи, возможности и ресурсы. Участники Форума «Стокгольм+40: Партнёрство во имя устойчивого развития» подчеркивают, что своевременные действия на ранних этапах выгодны и приносят конкурентные преимущества, как для правительств, так и для бизнеса. Значительные изменения необходимы и могут быть достигнуты, когда участники готовы объединить усилия в реализации конкретных действий и готовы в перспективе взять на себя ведущую роль в содействии устойчивому развитию в преддверии Конференции ООН «Рио+20» и в последующем будущем.


Лена Эк

Министр по делам окружающей среды, Швеция

 

Гунилла Карлссон

Министр по международному сотрудничеству в целях развития, Швеция

 

 

___________________

Перевод Т.Ю. Зенгиной

МГУ, 5 июня 2012 г.



*)  Настоящий перевод осуществлен с англоязычного оригинала к.г.н. Т.Ю. Зенгиной, доцентом кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, непосредственной участницей Форума «Стокгольм+40…». Мы признательны Шведскому агентству по окружающей среде (SEPA) и его представителю г-ну Оке Микаэльсону за приглашение и возможность участия в этой исторической встрече (Прим. проф. Ю.Л. Мазурова – редактора перевода).

_________________________ 

КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ

Ломоносов-2017

Требования к оформлению электронного варианта тезисов

_______________

Атласы

ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Карты 1:500 000

Охрана окружающей среды в РФ

Карты РФ  

________________________

СТУДЕНТАМ

 КАФЕДРЫ РПП

___________________________

УЧЕБНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

____________________________

 

ШКОЛЬНИКАМ

________________________

Разработки для уроков

ГЕОГРАФИИ

                

Разработки для уроков

 ЭКОЛОГИИ

 

Разработки для

 НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Разработки для

 ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

Разработки для

 ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

___________________________

 


ПУБЛИКАЦИИ

____________________________

Список Топ-25% журналов по критерию импакт-фактора по версии Thomson Reuters . Окружающая среда

_______________________